четверг, 3 июля 2014 г.

ЧИТАТЬ не ВРЕДНО.., или послесловие №1: ЖВАНЕЦКИЙ.

Проект «Читать не вредно – вредно не читать» уже закончился. Но все новые и новые резюме о прочитанном размещаются в интернете. Вот и я только вошла во вкус, войдя перед этим с отпускное состояние. Поэтому, публикации о прочитанном продолжу, может быть кому-то это будет интересно!..
Первым произведением отпускного  лета стала книга с теплым названием «ЮЖНОЕ ЛЕТО (читать на Севере)» Михаила ЖВАНЕЦКОГО. Здесь и старые произведения и то, что написано в последние годы под жарким солнцем портового города.
Одесса
Нет, здесь не говорят на том утрированном жаргоне, который мы часто слышим в кинофильмах. Здесь все тонко, жарко, душно и незабываемо. Вы думаете, что понять город можно лишь пройдясь по Дерибасовской, свернуть к Опере, а там по Приморскому до Дюка, и вниз по лестнице?.. Нет, Одессу надо познавать неспешно. Прежде всего – Привоз. Таких ароматов, как на этом рынке нет больше нигде. А такой речи, такого смешения языковой палитры – и подавно…

#- По чём помидоры? – спрашивают на Привозе
- Прошу шесть, отдам за пять
- Ну тогда куплю за четыре, на тебе три…
И ещё о Привозе
#- Как пройти к Привозу?
- Идите так, как  я сижу.
- Вы имеете в виду – лицом?
- А как же! Идите, я вас буду наблюдать. Если вы не туда свернете, я крикну. Идите, идите, пока я молчу. Идите…

Дальше надо непременно пройтись по знаменитым одесским дворикам старого центра.  Здесь просто тянет снимать кино, вот и снимать не умеешь – а все-таки тянет:

#Нельзя в Одессе строить высотные дома.
Нельзя наши дворы рассматривать сверху.
У нас двор - это семья.
            ***
Кто-то просушивает, кто-то проветривает…
Нельзя на это все сверху смотреть.
Мы стесняемся.
***
Мы будем защищаться…
Купим большие зеркала…
Направим в окна.
Посмотришь свысока – ослепнешь.
Это наш ответ снизу…

А какова знаменитая Аркадия, где не так уж сложно найти место под солнцем, ведь местные жители здесь бывают лишь изредка, искупался – и бегом по своим делам…

#…Граждане, если хотите спросить вопрос, можете спросить, а пока прослухайте объявление.

#- Шлюпка номер 99, шлюпка номер 99, немедленно вернитесь.
- Слушай, у нас же всего 70 шлюпок…
- Шлюпка номер 66, шлюпка номер 66, что у вас случилось?

А одесский трамвай… Нет, мои впечатления об этом виде транспорта до сих пор лишь сплошная констатация факта, что, увы, криминальный элемент в городе очень даже процветает. Если у вас в Одессе что-то не пропало – считайте, что вы: а) в городе не были; б) в городе были, но ваша основная цель была приглядывать за содержимым сумок и кошельков. Я даже помню лицо того Джентльмена, что, аккуратно сделав надрез на сумке мужа, вытянул электронную записную книжку. Хорошо ещё, что этого добра вовсе не жалко.

# В Одессе в трамвае:
- Вы выходите на следующей?
- А это тебя не касается!
-Так я выхожу.
- А это меня не касается!

Михаил Маньевич всегда не прочь покуражиться над особенностями национального характера. У него это всегда получалось тонко, с юмором, известной долей иронии и непреодолимой гранью, заступать за которую всегда нежелательно…

# Ну, евреи.
В каждой стране – в меньшинстве.
А в каждой отрасли – в большинстве.

# У меня живет паук по имени Исаак.
Работяга.
Поставишь ведро – тут же привяжет к умывальнику.
Письменный стол – к трубе.
Сковородку – к газовой духовке.
Меня привязывает к стулу и письменному столу: «Сиди, пиши, чего ты носишься!»
Исаак… Хозяин!

Если кого – то заинтересовала таким несерьёзным повествованием о книге со вставками авторского текста, то буду рада. Чтение самое летнее и не будем обращать внимание на  приписку «Читать не Севере». Подумаешь, у нас сейчас на Кубани не очень-то тепло, даже говорят, ,что и не будет лета…

Я и УКРАИНА.
Я здесь родился.
Так, тысячу извинений, кто я такой? Кроме того, что еврей. Конечно, украинец.
Это в Америке я русский.
Таким языком, который владеет мной, говорят только на Украине и только в одном месте.
Я пишу с акцентом, читаю с акцентом, и меня с акцентом слушают.


Поверьте, читать с ТАКИМ акцентом сплошное удовольствие. Особенно тем, кто имел честь прикоснуться ко всем тонкостям одесского быта, юмора и даже (о, ужас!) криминала (нет, не забуду украденную книжку). Советую читать именно с акцентом, благо Михаил Маньевич (Михаил Михайлович) своими концертами нас настраивает на нужную волну…




22 комментария :

  1. Галина,

    Сижу и улыбаюсь :)
    Одесский юмор- это что-то!

    Спасибо за вечерний позитив :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Танюш, скорее ночной :)

      Книга сама нашла меня, я просто зашла в этот магазин провести время... Выходит, что наше настроение - очень даже управляемый механизм:)

      Удалить
    2. Да общение в таком стиле, как одесский, прибавляет жизненных сил.

      Удалить
    3. Alexandr, от такого чтения невозможно оторваться. У меня попугай себя в доме хозяином почувствовал - хозяйка "занята":)

      Удалить
  2. Похоже, это для меня: "Читать на Севере". По отношению к вам мой Урал - как раз Север. К тому же у меня только начался отпуск...
    Спасибо Вам за прекрасный отзыв, написанный со знанием дела (я, к сожалению, в Одессе не была). Жванецкого - нежно люблю. Почитаем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я давно была в Одессе. Сложно даже сказать, чем же так привлекателен этот город. Пожалуй, у Жванецкого самое точное объяснение - этот многоголосый город надо слушать.

      Удалить
  3. Тоже читала и улыбалась, спасибо! А проект, он ведь только "официально" был на учебный год, а в реальности - на всю жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Maria, а я в конце учебного года все больше книжки по математике просматривала. Так что сейчас самое время почитать что-то легкое и увлекательное.

      Удалить
  4. Я уже на ВОЛНЕ! - улыбающейся)
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я рада :)
      А я вот на реальной волне должна была оказаться в эти выходные, на пароме... Да говорят, что очереди жуткие на переправу после шторма... Так что Керчь меня пусть подождет.

      Удалить
  5. Галина, в Вашем отзыве воздух Одессы, шум Одессы, настроение Одессы. Я давно мечтаю там побывать, но, увы, как-то не случается. А теперь поняла, что если когда-нибудь поеду, то буду бродить не по достопримечательностям (не только по ним), а по дворикам. Надеюсь, что к тому времени они еще останутся ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Одесса переживала всякое. Надеюсь, что все скоро уладится! Хотелось бы этого!
      Достопримечательности тоже стоит посмотреть - художественный музей, статуя Лаокоона... Вот не попала я в знаменитый оперный театр, при постройке которого за основу взяли Оперу в Дрездене. Видела и её, но тоже не попала:) А потом, конечно Привоз и дворики...
      Желаю, чтобы мечта все-таки осуществилась.

      Удалить
    2. Да, побывать в опере и художественном музее. Вот недавно мне посчастливилось и Лаокоона я видела в Ватикане в оригинале. Жаль, что не могу поделиться фото. оно далеко от совершенства, т.к. сделано наспех. Количество народа и быстрота, с которой движется экскурсовод не позволяют любоваться долго.

      Удалить
    3. Лаокоон в оригинале?! Как это здорово!
      И как жалко, что спешность всех таких экскурсий (а я представляю всю режимность такого объекта, как Ватикан) мешает не только обычному фотографированию, но и элементарному восприятию того, где находишься...
      Баварские замки, о которых писала, не исключение - здесь тоже спешка, лимит времени и отказ в фотосъемке...
      Но, все-таки, порой стоит увидеть и прикоснуться...

      Удалить
  6. Очень люблю Жванецкого! Читаю и просто слышу его голос! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я старалась читать с акцентом, ЕГО акцентом:)

      Удалить
  7. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Вот умеете же Вы передать настроение автора и книги. Правда же, читала, как и все, с улыбкой до ушей. Не была в Одессе, да и знаю этот город только по фильму с Машковым в главной роли, который тоже не смотрела, но кусочки видела, разговор там бесподобный и как раз те же дворики попадались. Надо будет найти эту книгу, к своему стыду ничего из Жвалецкого не читала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, люблю фильм, о котором вы говорите. Он, как некое напоминание о городе... Кстати, именно в нем как раз и не замечаешь фальши...
      А книга продается совсем рядом, в Ашане :)

      Удалить
  8. О, Одесса....
    Так и не удалось мне побывать там. Галина, спасибо за пост. Очень хорошо настраивает на лето. Жванецкий. это что-то.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, жутко хочется спросить о судьбе поездки... Надеюсь, что все состоится...

      Мне юмор Жванецкого всегда поднимает настроение и зовет к свершению подвигов... О подвиге скоро напишу...

      Удалить
    2. Галина, вашими пожеланиями, я заказала билет на 3 августа /на пароме прямой рейс прямо из Таллинна/ Не нужно будет заходить в Стокгольм. Одна эстонская фирма решила сделать свою "летнюю изюминку". Всего за лето только 3 рейса. Билеты разобрали моментально, вот я и боялась, что мне не достанется. Правда каюта досталась на самой нижней палубе, но досталось ведь. Обычно на этот остров попадают только через шведский материк, а оттуда паромом на остров, а здесь такая удача - прямой рейс. Если всё сложится, то напишу пост и поставлю свои фотографии.

      Удалить
    3. Елена, я уверена, что все получится. Хотя, при упоминании о каюте мне сразу стало плохо уже как-то говорила, что передвижение по волнам для меня только вплавь, все остальное - жуть, от "морской болезни" пока нет прививок).
      Выходит мои зелёные глаза надо чаще (:) ) применять в таких мирных и позитивных целях!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!