суббота, 5 октября 2013 г.

Читать не вредно - вредно не читать: Л. Филатов "ТЕАТР".

Мой читательский отчет за неделю – перечитано большое количество отчетов, рецензий и собственных проектов, с целю освежить в памяти их содержание, составлены интересные графики и диаграммы. Не интересно? Да, поработала я продуктивно, а вот книгу, которую начала читать, пришлось на время отложить. Однако,  читательский проект мне нравится и не хотелось бы вот так, неожиданно, выпасть из обоймы.
Выход нашелся быстро, стоило лишь глянуть дома на стройные ряды книжных полок. Вот оно, спасение! Книгу Леонида Филатова «Театр», состоящую из пьес талантливого актера и писателя, в свое время не дочитала, переключившись на что-то на тот момент более интересное. 
Всего лишь час времени я потратила на чтение пьесы «Возмутитель спокойствия», авантюрной комедии, написанной по мотивам одноименного романа Леонида Соловьева. А как здорово поднялось настроение!
             Садись на ишака!.. Поедем на Восток!..
             От южных городов я прихожу в восторг;
             От ярких тех небес, от пряных тех базаров,
             От горных тех ручьев, где я беру исток…
                                                                              Л. Филатов
             Восток – дело тонкое…
                                                                 Красноармеец Сухов

   Пьеса повествует о приключениях Достославного Ходжи Насреддина во время его пребывания в Благородной Бухаре. Прекрасные типажи, тонкий юмор автора, просто не оставят вас равнодушными. Если вы ещё не знаете, кто такой Насреддин, то представление об этом неугомонном, изворотливом и, по-восточному, хитром бунтаре можно составить из одного только  ответа персонажа пьесы Эмиру бухарскому:
Но бунтарей не сами вы плодите ль?..
Не вы ли населили ими мир?..
Да вы их – если вдуматься!- РОДИТЕЛЬ!..
Вы их ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, мой Эмир!..

Когда указ вы новый издаете,
Который только ВАМ необходим,-
Вы тем указом почву создаете,
Чтоб новый появился Насреддин!..

Который год наш длится поединок,
И правым он, и левым – всем не мил!..
Чем круче власть, тем больше насреддинов,
Чем больше их – тем неспокойней мир!..

Окунувшись в чтение, вы побываете на восточном базаре, услышите последние городские новости от сплетников чайханы, посетите  лавку горшечника и дворец Эмира бухарского.

НАСРЕДДИН
Чем нравилась всегда мне Бухара –
Что здесь покой, безветрие, жара…
А нынче вдруг такая суматоха –
Бухарцы как взбесились в семь утра!..

ЧАЙХАНЩИК
Да, нынче здесь Гоморра и Содом!..
Солдаты обыскали каждый дом!..
Все утро стража ловит Насреддина…
(хихикнув)
А он, как видно, ловится с трудом!..

НАСРЕДДИН
Ловить меня сегодня не резон:
Сейчас на насреддинов не сезон!
А коль меня случайно и поймают,
Я тут же докажу, что я  - не он!..

Л.Филатов читает "Федота-стрельца"

Каково? Если в «Федоте-стрельце» филатовский юмор буквально в каждой строчке, то здесь его доза  строго нормирована, от чего книга только выигравает.
В интернете, подбирая фотографии Леонида Филатова для данного поста, наткнулась на фото памятника Насреддину и его, не менее знаменитому, ишаку. Не удивилась бы, если бы он стоял где-нибудь в Бухаре или Самарканде. Однако, памятник установлен в Москве, да ещё к Дню смеха (ссылка на сайт здесь). Не знаю, каково отношение жителей столицы к данному творению (мне композиция очень нравится), но она была бы более уместна на улице южного городка…
Насреддин и его ишак. Скульптор Андрей Орлов.

Вторую пьесу Филатова, которую осилила за вышеуказанный час, особо рекламировать не буду. Произведение «Опасный, опасный, очень опасный…» написано по мотивам романа в письмах Шодерло де Лакло «Опасные связи» (по роману знаменитым чешским режиссером Милошем Форманом был снят фильм «Вальмон», считающийся классикой жанра). Так получилось, что я читала оба произведения и смотрела фильм, так что вполне могу сравнивать. На мой взгляд, у Филатова незамысловатый сюжет преподнесен  изящней, легче и ироничней. Читая, ловила себя на мысли, как много мог бы ещё создать МАСТЕР…



16 комментариев :

  1. Спасибо за новый отчет, Галина Станиславовна! Действительно, МАСТЕР! У меня в домашней библиотеке тоже есть его произведения, давно уже все их прочитала. А вот рекомендованные Вами не попадались в руки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, вы "дружите" с интернетом, пьесы короткие, так что можно позволить себе прочтение их электронной версии. Но в книге "Театр" есть замечательные иллюстрации, которые дополняют произведение.

      Удалить
  2. Настроение субботнее и Ваш отзыв, Галина Станиславовна, просто призывают к перечитыванию любимой сказки "Про Федота..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, а я "Федота" люблю пересматривать в исполнении автора.

      Удалить
  3. А я про творчество Л.Филатова знаю только по наслышке-) Литературное, я имею в виду. Срочно пошла по электронным библиотекам его разыскивать-))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, срочно ликвидируй пробел, начни с "Федота-стрельца", получишь истинное наслаждение. А ещё лучше найди запись авторского исполнения пьесы, она есть в интернете.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Какая Вы молодец: у к аттестации готовитесь, и книги успеваете в рамках проекта прочитать! Я восхищена!
    Спасибо за обзор-отзыв произведений настоящего Мастера, Леонида Филатова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я немного успокоилась, собрав свою папку бумажек, осталось немного, так что можно час потратить на приятное чтение. Спасибо вам, Ольга Николаевна, за такой бодрящий отзыв.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Стыдно сказать, но прочитав когда-то давно "Федота-удальца...", совсем не запомнила и не отложилось в памяти. Тоже буду ликвидировать этот ужасный пробел, ведь судя по отзыву, немало потеряла... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Эльвира Ульфатовна. Мне кажется, что "Федота" блогеры уже давно разобрали на цитаты. Почти в каждом комментарии можно вставить какую-нибудь из крылатых филатовских фраз.
      Я вот подумала, что, если бы не моя аттестация, то не отложила бы читаемую книгу и не переключилась бы на этот легкий жанр фарса и комедии, от чего много бы потеряла. Так что, что ни делается - все к лучшему!

      Удалить
  6. Да, Леонид Филатов не может оставить равнодушным ни зрителя, ни читателя. Согласна, Галина Станиславовна, - Мастер.
    По "Федоту-стрельцу", с его отличным ритмом, школьники с успехом свои каламбуры строят:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, веселый час!
      Рады видеть вас у нас!
      Вери гуд, салам алейкум,
      Бона сэра, вас из дас!..

      Ритм действительно есть. Жаль, что многие, как оказалось, кроме "Федота" ничего и не читали.
      Очень даже рекомендую ВСЕМ!

      Удалить
  7. Галина,

    Спасибо за отчёт !
    Я, к сожалению, с другими пьесам,кроме Федота-стрельца, не знакома ! Теперь буду знать и постараюсь прочитать.

    Хорошего вечера :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, а я давно хотела спросить есть ли возможность во Франции купить книги на русском, или только с помощью заказов по интернету?
      Наши братья-славяне в Украине в основном продают книги на мове, а на русском можно приобрести лишь мировые бестселлеры или (в виде исключения) русскую классику в центральных магазинах.

      Удалить
    2. Галина,

      Книги на русском языке во Франции не найти, даже в интернет-магазинах.
      Но зато в русских магазинчиках в Германии есть небольшой выбор. В основном классическая литература.

      Удалить
  8. Чтение, очень даже неплохо, но плохо читал .... LOL Все красивое выражение. Я понимаю, что вы были очень заняты :-)
    Это немного трудно перевести, но некоторые вещи я понимаю.

    ****************

    Reading is indeed not bad but ill read it lol .... All beautiful expression. I understand that you've been very busy :-)
    It's a bit difficult to translate but some things I understand.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!