суббота, 28 сентября 2013 г.

Читать не вредно - вредно не читать: Х. Мураками "МЕДЛЕННОЙ ШЛЮПКОЙ В КИТАЙ"

Мураками-мания. Именно так я бы охарактеризовала всеобщее увлечение произведениями японского писателя.
Помню, как лет семь назад поехала на книжный рынок с целью купить хоть какую-нибудь книгу Харуки Мураками.   Все вокруг говорили о писателе, читать его книги было модно, но ни одного вразумительного отзыва о прочитанном я ни разу не слышала.  Заинтриговало. Как же так, все читают, а рассказать о чем читают не могут?
Долго бродить по рынку в поисках продавца, который не только успевает реализовывать печатную продукцию, но и, пользуясь служебным положением, почитывает книжки, так сказать, не отходя «от станка», не пришлось. Студентка-заочница в одном из павильончиков смогла, наконец, вразумительно рассказать о ЧЁМ пишет известный всему миру японец и порекомендовать произведение, понравившееся лично ей. Так я купила «Норвежский лес». Затем были «Охота на овец» и «Dance Dance Dance». В предисловии одной из книг, есть замечательная аннотация, лучше, чем в ней сказано я не напишу, потому хочу привести текст целиком:
«Харуки Мураками – самый экстравагантный из ныне творящих японских писателей. Вероятно, именно Мураками наконец удалось соединить в своих романах Восток и Запад, философию дзен и джазовую импровизацию. Герои его романов живут в своем, весьма опасном мире полном таинственных загадок и жестоких приключений.»

На этой неделе, подыскивая очередную книгу, снова пересеклась с Мураками. Сборник короткой прозы с экзотическим названием «Медленной шлюпкой в Китай»  (190 стр., формат 10 на 15заинтересовал, прежде всего, своим названием. Япония и Китай в жизни нашей семьи переплелись очень тесно. И если воспоминания о Японии и Сахалине, оставленные моей тётушкой (сестрой мамы) весьма живы и своеобразны, то воспоминания отца о пребывании с семьей в Китае по-военному четки и лаконичны.
Проза автора оказалась весьма сложной. Однако, возможно я просто не смогла настроить себя на столь серьезную волну. Мир писателя необычен, трагизм и юмор его восприятия неоднозначны. О Китае упоминания незначительны, да и неповторимая атмосфера Японии, как в указанных выше романах, сравнима в книге лишь с легким дуновением ветерка…
Признаюсь, что чувствую себя весьма неловко, ведь я должна была порекомендовать книгу для чтения. Но, выход есть из любого безвыходного положения. Если кто-то ещё никогда не брал в руки произведения японского писателя, то мой совет – прочитайте «Норвежский лес». Если понравится.., если вы ощутите то, непередаваемое, от чего хочется спрятаться с книгой, как в детстве, под одеяло и читать, читать, читать…, то значит ЭТО ваше, и можно браться даже за короткую прозу, где нет четко описанных характеров героев, а в основном мысли вслух на разные темы.
P.S.  В рамках проекта мы все делимся своими рецензиями на прочитанные книги. Многие заинтересованно пишут, что вскоре тоже прочитают что-либо из рекомендуемого. В качестве анонса хочу сказать, что моя книга предстоящей недели не была озвучена ни в одном блоге, а напоминание о ней я получила в комментарии.  Итак, загадку загадала, разгадка ровно через неделю…


24 комментария :

  1. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Согласна с Вами о том, как воспринимается Мураками. Я в его книгах не ищу Японию, ее там "как дуновение ветерка", и объяснить, что меня привлекает - не могу. Но заворожена и обольщена однозначно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, добрый день. Для себя решила, что из произведений писателя буду читать только романы. Читая их, действительно проникаешься некой завораживающей атмосферой, чего у меня не случилось с прозой.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Моя дочь буквально балдеет от Мураками, она прочитала ВСЕ его произведения, писала даже исследовательскую работу о нем, но я, прочитала лишь "Норвежский лес" и мне не понравилось... вообще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна. После произведения г-на Мураками, книга, которую выбрала для этой недели, пошла настолько легко, что вижу в этом "заслугу" и японского писателя, для восприятия которого пришлось потрудиться. Теперь отдыхаю...
      То, что дочь, увлеченная всем японским, нашла в Мураками свою изюминку - это здорово.

      Удалить
    2. А чем завораживает? То, что приветствуется суицид, от безысходности происходящего? По крайней мере, в "Норвежском лесе" это так откровенно и описано. О большем судить не могу, других произведений Мураками, повторюсь, не читала.

      Удалить
    3. Думая над ответом, вспомнила слова героини Софико Чиаурели из фильма "Ищите женщину: " Я не объясняю, я констатирую". У меня с объяснениями, увы, сложности... "Мне бы схемку, иль чертеж, я б затеяла вертеж", а рассказать что именно привлекает в том или ином произведении, увы, грамотно не могу.
      Вот, к примеру, рассказ г-на Мураками "Последняя лужайка на сегодня" из представленного сборника повествует о том, как автор, будучи студентом, подрабатывал, подстригая лужайки перед домами. Деньги платили неплохие, но, после расставания со своей девушкой, главный герой понял, что теперь ему вовсе не нужны деньги, которые он раньше зарабатывал, раз их негде и не с кем потратить. Вывод - зачем стричь лужайки? Смысл произведения я передала. Вышло неинтересно и читать после такого резюме, прозу Мураками не хочется. Но именно этот рассказ мне особенно понравился. Выходит МАСТЕР может описать даже незначительное событие в своей жизни так, что читатель, который с ним "на одной волне" будет восторгаться написанным.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Галина Станиславовна! А мне понравилось, как вы рассказали о книге: не стали мучить себя размышлениями, чем же она может понравиться так, чтобы и другие загорелись и бросились читать. Я прочитала лет 6 назад "Страну чудес без тормозов и Конец света". Все вокруг восхищались модным писателем, а на меня книга не произвела того впечатления, которого я ждала. Я люблю фантастику, но, видимо, японскую мне не понять. Нет в ней философии и гуманизма как у Бредбери, основательности и научности как у Азимова, полета как у Шекли. Хорошо, что есть еще океан непрочитанных книг, и мы можем выбрать любую. А уж станет она потом событием в жизни или нет, увидим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Петровна, как вы точно сказали! Я, ведь, действительно не написала толком ничего о книге, а лишь "прошлась" вокруг... Обещаю, что произведение следующей недели, которое мне вовремя подсказала читатель блога, будет освящено подробно. Я уже в восторге от того, что попало мне в руки.
      Спасибо за отзыв, жду вашего описания прочитанного.

      Удалить
  4. Добрый день, Галина Станиславовна! К сожалению или..., но я не читала произведения этого автора. И Ваши впечатления, и отзывы Эльвиры Ульфатовны склоняют меня к знакомству. С какого произведения посоветуете начать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день. Анна Анатольевна, единственный совет - не начинайте с прозы, так как не успеете начать, а произведение заканчивается. Сидишь потом и думаешь, что же автор хотел этим сказать.
      "Норвежский лес" и "Охота на овец" прочитала с удовольствием. Эти произведения, как писала Эльвира Ульфатовна, действительно завораживают. Попробуйте...

      Удалить
  5. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Мураками я не читала (к стыду, наверное, своему). Но, думаю, каждой книге своё время.
    Сегодня в книжных магазинах книги Мураками на любой цвет и вкус, у нас даже книги эти стоЯт на прилавках с закладкой "Лидер продаж".
    Ваши размышления о произведениях Мураками (всем нравится, но никто не понимает почему) навели меня на мысль о "Мастере и Маргарите" М.Булгакова. Этим произведением все восхищаются, а объяснить почему - не могут. Нравится - и всё. Когда я училась на 5-м курсе университета, наш преподаватель объяснила нам философию "Мастера и Маргариты". Настолько для меня тогда это было потрясением, что и сегодня, изучая этот роман, обязательно объясняю всё 11-тиклассникам. Хочется, чтобы за восхищёнными отзывами стояло разумное доказательство этого восхищения.
    Думаю, так же получается и с Мураками. Поживём-почитаем-увидим.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, добрый день. Я училась в техническом ВУЗе, где нам объясняли сопромат и строймех, а я украдкой на лекциях почитывала Булгакова, Набокова и многих других писателей. Что-то нравилось, что-то нет. Увы, таких знаний, которые давали в университете вам, мне не хватает. Так хотелось бы, чтобы и мне объяснили почему чем-то восхищаешься, а что-то, что восхищает всех, меня абсолютно не "цепляет".
      Если ваша "встреча" с Мураками все-таки состоится, то будет интересно почитать отзыв.

      Удалить
  6. Это на самом деле больше проектов, чтобы прочитать эти книги.Книги текст должен быть понятным еще не читал никакого смысла;-)

    **************

    It is actually more of a project to read these books. The books of the text must be understandable else has read no sense;-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы очень заинтересованы в чтении книг.Сборник прозы с экзотическим названием "медленной лодке в Китай" Это кажется мне трудно книг для чтения.

      Удалить
  7. Гала, еще раз мои поздравления Краснодару -)) У меня к Японии вообще и японской культуре в частности очень трепетное и бережное отношение. В первый раз я побывала там в 12 лет-)) Моего папу и меня считали местными и удивлялись,почему мы на японском не говорим-)) Сейчас у меня есть целая коллекция японской литературы и Мураками там занимает почетное место-))) Когда мне плохо, я его перечитываю - ))) Я не его абсолютная поклонница, но мне лично он близок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, все больше ощущаю, что мне не хватает гуманитарного образования для изложения своих мыслей. Надо было этот пост начать именно словами, что "я не абсолютная поклонница Мураками, но мне лично он близок". Правда, когда мне плохо, то я перечитываю Гашека ( солдата Швейка), Ильфа и Петрова (Остапа Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея), а также, всегда поднимающего настроение, Леонида Филатова (незабвенного Федота).
      Интересно, остались ли воспоминания о стране, посещенной в столь юном возрасте?

      Удалить
    2. У меня их -мнооого-))) Фотографии остались у родителей - все грозятся их выслать-)), но меня трудно застать - а посылки тут 3 дня и обратно уходят-)) Я даже японский учила, до сих пор могу на элементарном уровне общаться-)))

      Удалить
  8. А вот я ниасилила Мураками:-)
    Не идёт - и всё тут, так что не насилую себя. Может, не доросла, не созрела. Подожду:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если "не идет", то значит не пришло время, а может быть и вовсе не нужно читать именно этого автора.
      А я буду ждать очередных эссе от ЧУМработницы, которые у неё получаются просто великолепно.

      Удалить
  9. Галина Станиславовна, меня тоже в своё время захлестнула это самая Мураками-мания. Первую книгу "Норвежский лес" прочитала на одном дыхании. Впечатления остались после прочтения двойственные. Решила продолжить читать, чтоб всё таки понять автора.
    Вторая мне понравилась больше - "К югу от границы, на запад от солнца".
    Но больше всего оставила отпечаток книга-трилогия "Хроники Заводной Птицы". Тогда я и поняла, что такое "послевкусие" после прочтения книг Мураками. Книга долго тебя не отпускает, заставляет мыслями вернуться к ней и ты медленно, по спирали начинаешь её понимать. Вообщем сплошная философия жизни.

    ОтветитьУдалить
  10. Елена, а ведь я совсем забыла про книгу "Хроники Заводной Птицы" (читала давно и не попалась она мне на глаза в последние дни). Она на самом деле долго "не отпускала" и заставляла задуматься о многом. Особенно впечатлило описание событий Халхин-Гола (раньше даже не знала, что Япония называет военный конфликт "инцидентом у Номон-Хана").
    Я решила на время отступить от этой "философии жизни" и почитать книгу на родном русском языке (не переводную), рассказывающую об интересной судьбе и настоящем русском характере... Отзыв - через неделю.

    ОтветитьУдалить
  11. Галина,

    Спасибо ! Мне тоже понравилось как ты сжато, но интересно рассказал про книгу.
    Я пока не читала Мураками. Здесь он тоже был в моде. Я стараюсь читать таких авторов, когда мания на них утихает ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, кстати у нас тоже интерес немного начинает утихать. Возможно потому и извлекла снова книги автора.
      Есть в них что-то привлекательно-непонятное. Да и количество восторженных отзывов намного больше количества отзывов негативных. Так что, может тебе и случится пересечься с романами Мураками, настроившись предварительно на мистическую волну...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!